Уральские писаницы на Южном Урале

Рисунки, выполненные нашими предками на Урале, известны как уральские писаницы. Ученые обнаружили на этой территории как отдельные изображения, так и скопления – целые полотна, которые содержат десятки фигур.

Особенности наскальной живописи Южного Урала

Древние поселения располагались рядом с реками и озерами. Поэтому художники Южного Урала украшали писанцами скалы, которые находились недалеко от водоемов, выбирая, как правило, для работы вертикальные поверхности. Некоторые изображения нанесены с высоты человеческого роста. Но есть и другие рисунки, сделанные художниками высоко над землей. В этом случае приходилось работать, стоя на выступах скал.

Предполагают, что часть рисунков Южного Урала нанесена прямо пальцами – в пользу этого довода говорит ширина линий, которыми выполнены изображения. Она составляет обычно от 1 до 3 сантиметров.

Писаницы выполнены схематично, нанесены размашистыми линиями. Встречаются закрашенные целиком полотна, а также небольшие размытые пятна. Иногда древние художники использовали естественную неровность скал, чтобы достичь объемности изображений. Чаще всего животных и птиц изображали в профиль, а людей – в анфас.

Сегодня самые древние из найденных рисунков относят к неолиту, а некоторые даже, вероятно, были созданы в поздний мезолит.

Писаница на Еловом мысе

В четырех с половиной километрах от Екатеринбурга на севере от деревни Палкино расположен Еловый мыс. На 500 метров он вдается в торфяное болото. Писаница украшает расположенную рядом с озером Мелкое 7-метровую гранитную скалу. Изображения сохранились плохо – на камнях едва различимы бледно-красные рисунки.

Писаница на Еловом мысе

Гости Елового мыса видят неясные пятна краски и четыре фигуры, которые расположены в два яруса. Сверху замерла по воле художника птица, высота которой около 32 сантиметров. Изображение выполнено схематично, но аккуратно и правдоподобно.

Толщина линий примерно 2 сантиметра. Она смотрит влево. Туловище птицы слегка непропорциональное, по форме напоминает прямоугольник. Крылья нарисованы также схематично – их передают две параллельные линии. Немного левее от изображения расположена вторая фигура – 33-сантиметровый ромб.

Чуть ниже можно увидеть еще двух птиц, нанесенных в той же технике, что и первый рисунок. Эти две фигуры немного меньше – их высота – 31 и 29 сантиметров. Судя по длинным шеям и пропорциям голов и туловищ, древние художники запечатлели на скале лебедей.

Предполагают, что все рисунки нанесены одновременно – изображения похожи между собой и одинаково сохранились.

Писаница на Еловом мысе

Писаница на Еловом мысе

Исследования в этой области Южного Урала проводились с конца 19 века – обнаружены многочисленные археологические памятники разных эпох. Однако рисунки открыты только в 1979 году. Так получилось, потому что писаницы расположены в труднодоступном и плохо освещенном месте – скала с рисунками находится в заболоченном лесу.

Северская писаница

Недалеко от поселка Северска на горе Медвежка можно увидеть еще одно скопление наскальных рисунков – Северскую писаницу. Хорошо сохранившиеся изображения, расположенные на западной стороне скалы под каменным козырьком, обнаружены в середине 80-ых годов 20 века.

Северская писаница

Выдающаяся находка сделана не археологами. Первооткрывателями стали школьники – вместе с учителем В.Н. Прониным они пошли в поход в 1985 году. Первые описания древних наскальных рисунков появились в научной литературе через пять лет после случайного открытия. Исследователи обнаружили пять групп изображений, каждая из которых расположена на отдельном гранитном блоке.

Первые две группы находятся на расстоянии 3-4,7 метров от земли. Особого интереса они не представляют, так как сегодня видны только бледно-красные размытые пятна. Зато три следующих скопления, которые расположены на гранитных блоках друг над другом на высоте от 1,2 до 2 метров, представляют серьезный интерес. Изображения нанесены красной охрой. Тут можно увидеть животное, похожее на лося, которое поймано в сетку, 10 уток, 5 фигур людей, а также геометрические фигуры.

Предполагают, что на скале изображены сцены охоты – тело одной птицы пронзено линией, словно стрелой. О возрасте изображений идут споры, скорее всего они созданы в эпоху позднего неолита – ранней бронзы.

Особенность Северской писаницы – удаленность от водоемов. Ученые предполагают, что скала была религиозным или культовым местом. С другой стороны, в глухом лесу могли жить охотники, которые укрывались от непогоды рядом со скалами.

Существует мнение, что до строительства Верх-Исетского завода, которое началось в 18 веке, рисунков в окрестностях Екатеринбурга было больше – гранитные камни с наскальной живописью могли использовать во время работы.

Северская писаница

Северская писаница

Северская писаница

Северская писаница

Северская писаница

Добраться до рисунков можно из Екатеринбурга в любое время года на электричке или машине. Путь от железнодорожной станции Северска составляет 5 километров, а от самого Северска – 3 километра. Ехать нужно на северо-восток по дороге к ЕКАДу. Сверните после ЛЭП налево. Нужную тропу вы увидите справа. Добраться до скалы труда не составит, маршрут подойдет туристам любого уровня подготовки.

Ирбитский писаный камень

Скала на левом берегу реки Ирбит, расположенная рядом с городом Артемовский в Свердловской области, стала известной благодаря древней живописи. Изучение наскальных рисунков Урала началось именно с этого места. Первые описания появились еще в начале 18 века в работе голландского ученого Николааса Витсена «Восточная и Северная Татария».

Ирбитский писаный камень

Незадолго до этого вышел указ Петра I, в котором правитель просил осмотреть внимательно «Писаную Гору, или Камень, на Урале в Сибири». Изображения с Ирбитского камня были перерисованы подьячим Яковом Лосевым и стрельцами Петрушкой Сапожниковым и Петрушкой Коптыревым. Сделанные ими рисунки и были включены в труд Николааса Витсена.

Упоминания древней живописи можно также найти в работах Василия Татищева и Герарда Миллера, на которого изображения серьезного впечатления не произвели. Он отметил, что рисунки выполнены грубо, беспорядочно и неумело, предположил, что наносили их пальцем.

В советское время исследования продолжались. Краеведом Виктором Весновским записано несколько легенд, связанных с древними рисунками. Раньше в пещере находили наконечники стрел, а над ее входом была полустертая надпись, нанесенная краской. По преданиям, ее сделали воины, пожелавшие увековечить свои победы. По другой легенде, разгадавший надпись узнает, где искать спрятанный клад. Согласно третьему преданию, рядом со скалой погиб чудской князь, которого похоронили в пещере. На утесе написали о его смерти.

Сегодня туристам уже не побывать в этой пещере. В советской время тут проходили работы – добывали необходимые для строительства материалы. Пещеру взорвали, уничтожив часть изображений. Породу планировали использовать в качестве щебенки. Однако местный известняк плохо подошел для таких целей. Работы остановили, что спасло древнюю живопись от полного уничтожения.

Можно увидеть три группы изображений, нанесенных красной охрой на западной части скалы. В первой группе рисунки размещены на 3-метровой высоте. Видно, что их наносили неоднократно, а некоторые детали обводили снова и снова. Многие изображения наложены друг на друга. На скале можно разглядеть фигуры людей, животное, а также линии и сетки.

Слева от этой группы на высоте двух метров над землей располагается еще одна группа изображений. Туристы видят хорошо различимую фигуру человека, который держит руки на поясе. Рядом находится еще одна антропоморфная фигура, а также едва различимы размытые очертания, оставшиеся от сложной геометрической фигуры.

Третья группа возвышается над двумя предыдущими. На скале можно увидеть бледное изображение животного. Предполагают, что все три скопления рисунков выполнены около 3-4 тысяч лет назад.

Ирбитский писаный камень

Добраться из Екатеринбурга до древней живописи можно на машине. Двигайтесь по Режевскому тракту. В районе Режа нужно повернуть в сторону Артемовского. После города нужно проехать Буланаш, затем село Писанец и кладбище. Машину затем лучше оставить на обочине и пешком дойти до берега реки Ирбит, на котором и расположен Писаный камень.

Шайтанская писаница

Древняя живопись на берегу реки Режа в четырех с половиной километрах от деревни Галанино была открыта археологами в 1976 году. Шайтан Камень – отвесная 40-метровая скала, протянувшаяся вдоль водоема почти на половину километра.

Пять групп рисунков расположено на Шайтан Камне справа на высоте около двух метров. Всего выделяют 17 групп изображений. Предполагают, что древние художники наносили фигуры на скалы не в одно время – некоторые рисунки сделаны поверх предыдущих изображений, как и на Ирбитском писаном камне. Не все картины сегодня видны отчетливо, некоторые превратились в бурые расплывчатые пятна.

Художники использовали в работе охру разных оттенков. Хотя, вероятно, изначально в палитре был один красный цвет, которые со временем изменился под воздействием природных факторов. Есть и другое предположение – состав изготовленной в разное время краски мог изменяться, что также сказалось на сохранности изображений.

Шайтанская писаница

Шайтанская писаница

Большинство скоплений рисунков Южного Урала располагаются в местах, до которых легко добраться самостоятельно. Правда, не все древние изображения сегодня можно хорошо рассмотреть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир наскальной живописи - наскальные рисунки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: