Наскальная живопись эпохи мезолита

Изменения климата в эпоху мезолита серьезно отразились на всех сферах жизни человека. Примерно в десятом тысячелетии до нашей эры ледники начинают отступать. Территории, на которых раньше были пастбища для бизонов и лошадей, стремительно превращаются в леса. Травоядные животные перебираются на север. Наши предки охотятся на кабанов, зубров, оленей, ловят рыбу и собирают устриц. Места для поселений выбирают рядом с водоемами. Появляются новые орудия труда, развиваются скотоводство и земледелие. Все эти изменения отразились и на живописи эпохи мезолита.

История открытия

Первые находки эпохи раннего мезолита сделаны в Пиренейских горах во Франции – в пещере Мас д’Азиль, исследовать которую в 1887 году начал археолог Эдуард Пьетт. В честь этого места была названа азиальская культура, занимающая промежуточное положение между мадленской и мезолитом. Раскопки продолжались до середины двадцатого века. Тут были обнаружены наскальные изображения лошадей, бизонов, оленей, фигурки, вырезанные из кости, расписанная галька.

Следующая археологическая находка сделана в начале двадцатого века – исследователь Рокафорт обнаружил образцы живописи эпохи мезолита в 1908 году в Испании. В долине реки Эбро он нашел древние рисунки, выполненные красным и черным цветами. На скале изображена группа женщин с тонкими талиями в оригинальных юбках. Между Барселоной и Валенсией в долинах и горных ущельях обнаружено немало живописных сцен. Тут можно увидеть изображения людей и животных, которые не превышают в высоту 75 сантиметров.

Чаще всего художники эпохи мезолита изображали сцены охоты. Люди преследуют оленей, баранов, козлов. Целая галерея с такими композициями обнаружена в ущелье Валлторта. Кроме сцен военных сражений тут можно увидеть казнь человека соплеменниками.

С живописью эпохи мезолита можно познакомиться в разных странах. В Узбекистане в ущелье Зараут-Сая найдены монохромные рисунки размером от 4 до 30 сантиметров. В основном тут представлены сцены охоты на быка, джейранов, козлов и баранов. Тела животных, спасающихся бегством от охотников, пронзают стрелы. В Азербайджане на верхней террасе Беюк-Даша тоже много изображений охотников. Фигуры тут крупные, некоторые из них в высоту составляют полтора метра. Руки переданы гравированными линиями, а тела и ноги выполнены в известняке в технике протирания.

Наскальные рисунки Зараут-Сая

Ученые считают, что самые древние из ныне найденных изображений находятся в Западной Испании в «Скале Мавров». На скале можно увидеть оленей с детально прорисованными головами.

Особенности живописи

Первое, что бросается в глаза, — размер рисунков стал значительно меньше. Например, животные, изображенные на скалах в местах археологических находок на Пиренейском полуострове, едва достигают в высоту четырнадцати сантиметров, а фигуры людей не больше десяти.

Черный и красный — основные цвета, с которыми работали художники эпохи мезолита. Иногда в рисунках они использовали сразу оба цвета, что помогало выделять детали на контрасте – тело человека закрашивали красным, а ноги – черным. Но все-таки чаще рисунки были монохромными.

Для изготовления красок начали использовать новые ингредиенты – яичный белок, мед и даже кровь.

Исчезает объем, характерный для живописи палеолита. Многие детали изображаются схематично. Древний художник все еще с большим трудом передает в своих рисунках пропорции. У героев его изображений могут быть, например, огромные ноги и голова, а вот тело – непропорционально длинное и вытянутое.

Животных изображают в движении, они словно летят по воздуху. Люди тоже полны энергии и заняты привычными делами. Появляется немало групп взаимосвязанных между собой объектов – наскальные рисунки больше не хаотично размещенные отдельные изображения. Под сводами пещер можно увидеть целые истории, где каждая новая деталь взаимосвязана с предыдущей.

Шедевром живописи эпохи мезолита признан рисунок, обнаруженный в ущелье Гасулья в Испании. Два стрелка замерли невдалеке от горного козла в выразительных позах: опираясь на одно колено и вытянув назад вторую ногу, они слегка наклонились вперед и натянули луки.

Рисунок охотников в ущелье Гасулья

Нередко в пещерах встречаются наслоения рисунков. Исследователи объясняют это так: из-за многочисленных войн территории регулярно переходили к разным племенам. С помощью живописи древние художники пытались сохранить за собой право на новую местность, покрывая старые рисунки новыми.

Живопись в эпоху мелозита существенно изменилась. Если раньше фигура человека была второстепенной, то теперь он – главный герой большинства наскальных историй. Изображения объединены в группы, которые правдоподобно передают сцены из жизни. Каждая деталь продумана, однако некоторые из них нанесены схематично и как будто не до конца проработаны древними художниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: