Наскальная живопись неолита

Условная и схематичная – так можно кратко охарактеризовать наскальную живопись эпохи неолита. По некоторым рисункам приходится догадываться о замысле древних художников – нанесенные на скалы изображения порой лишь отдаленно напоминают животных и людей. На каждой территории искусство развивается по собственному пути, но при этом можно говорить и об общих тенденциях.

Особенности наскальной живописи неолита

В сознании человека в это время происходят серьезные изменения, которые отражаются во всем, что он делает, и подталкивают к новым открытиям. Он начинает чувствовать себя хозяином территории, на которой поселился, и пытается сделать жизнь комфортнее. Развиваются скотоводство и земледелие.

Появляются новые способы обработки камня, люди производят все более совершенные орудия труда. При этом остаются отголоски страхов из прошлого – человек эпохи неолита продолжает бояться некоторых явлений природы, потому что не до конца их понимает. Поэтому складываются представления о сверхъестественных силах, которые нужно задабривать разными способами, например, делая жертвоприношения.

Жизнь земледельца зависит во многом от природы, поэтому в творчестве уделяется внимание разным ее силам, например, дождю и солнцу.

Изменения, которые произошли в жизни человека в это время, настолько масштабны, что ученые называют их «неолитической революцией». Все они сказались и на живописи. Появляется все больше способов самовыражения, техник, специальных инструментов для нанесения рисунков. Однако при этом живопись постепенно уходит на второй план. При знакомстве с изображениями этого времени иногда возникает ощущение, что художники наносят рисунки в спешке, не уделяя должного внимания деталям.

Рисунки неолита выполнены в разных техниках. Одни изображения нарисованы краской (чаще всего красной охрой), другие вырезаны или нанесены методом выбивания контура на поверхности с помощью камня.

Выбивка помогала достичь рельефности изображения. Такой трюк древние художники использовали нередко, чтобы создать поражающие объемные картины. Например, для реалистичного изображения морды лося могли оставить выпуклыми глаза и ноздри, а у рта напротив сделать разрез.

Животных рисовали, как правило, в профиль, при этом передний и задний планы отсутствуют. Человека изображали в фас, при этом голова чаще всего повернута в профиль. Пропорции не соблюдаются – рядом с непропорционально большими фигурами можно увидеть крошечные.

Что изображали древние художники

Художники эпохи неолита стали реже изображать природу, на первый план выходят сцены из жизни человека, самоощущения которого изменились. Наскальные рисунки подробно рассказывают о повседневных заботах наших предков. Можно увидеть, как люди охотились, какие использовали орудия труда, познакомиться с их средствами передвижениями – лодками и кораблями. Кроме того, в пещерах появляются геометрические фигуры: ромбы, прямоугольники, круги и спирали.

Сцены, изображаемые людьми, различаются в зависимости от места жительства. Те, кто остался жить на прежних лесных территориях и выживал в основном за счет охоты, сохраняют древние традиции наскальной живописи. Художники, которые населяли районы с развитым земледелием, пробуют себя чаще в новых видах творчества. Широко распространена мелкая пластика из камня и кости.

Древние мастера начинают совершенствоваться в изготовлении статуэток из глины. От Средиземного моря до Байкала археологи находят фигурки людей и животных, выполненные в это время, некоторые из которых покрыты орнаментами – в это время человек хочет украсить окружающие его предметы.

Как вам статья?
Читайте также:  Петроглифы в Азии
Мир наскальной живописи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: