Наскальная живопись неолита

Условная и схематичная – так можно кратко охарактеризовать наскальную живопись эпохи неолита. По некоторым рисункам приходится догадываться о замысле древних художников – нанесенные на скалы изображения порой лишь отдаленно напоминают животных и людей. На каждой территории искусство развивается по собственному пути, но при этом можно говорить и об общих тенденциях.

Особенности наскальной живописи неолита

В сознании человека в это время происходят серьезные изменения, которые отражаются во всем, что он делает, и подталкивают к новым открытиям. Он начинает чувствовать себя хозяином территории, на которой поселился, и пытается сделать жизнь комфортнее. Развиваются скотоводство и земледелие.

Появляются новые способы обработки камня, люди производят все более совершенные орудия труда. При этом остаются отголоски страхов из прошлого – человек эпохи неолита продолжает бояться некоторых явлений природы, потому что не до конца их понимает. Поэтому складываются представления о сверхъестественных силах, которые нужно задабривать разными способами, например, делая жертвоприношения.

Жизнь земледельца зависит во многом от природы, поэтому в творчестве уделяется внимание разным ее силам, например, дождю и солнцу.

Изменения, которые произошли в жизни человека в это время, настолько масштабны, что ученые называют их «неолитической революцией». Все они сказались и на живописи. Появляется все больше способов самовыражения, техник, специальных инструментов для нанесения рисунков. Однако при этом живопись постепенно уходит на второй план. При знакомстве с изображениями этого времени иногда возникает ощущение, что художники наносят рисунки в спешке, не уделяя должного внимания деталям.

Рисунки неолита выполнены в разных техниках. Одни изображения нарисованы краской (чаще всего красной охрой), другие вырезаны или нанесены методом выбивания контура на поверхности с помощью камня.

Выбивка помогала достичь рельефности изображения. Такой трюк древние художники использовали нередко, чтобы создать поражающие объемные картины. Например, для реалистичного изображения морды лося могли оставить выпуклыми глаза и ноздри, а у рта напротив сделать разрез.

Животных рисовали, как правило, в профиль, при этом передний и задний планы отсутствуют. Человека изображали в фас, при этом голова чаще всего повернута в профиль. Пропорции не соблюдаются – рядом с непропорционально большими фигурами можно увидеть крошечные.

Читайте также:  Сулекская писаница

Что изображали древние художники

Художники эпохи неолита стали реже изображать природу, на первый план выходят сцены из жизни человека, самоощущения которого изменились. Наскальные рисунки подробно рассказывают о повседневных заботах наших предков. Можно увидеть, как люди охотились, какие использовали орудия труда, познакомиться с их средствами передвижениями – лодками и кораблями. Кроме того, в пещерах появляются геометрические фигуры: ромбы, прямоугольники, круги и спирали.

Сцены, изображаемые людьми, различаются в зависимости от места жительства. Те, кто остался жить на прежних лесных территориях и выживал в основном за счет охоты, сохраняют древние традиции наскальной живописи. Художники, которые населяли районы с развитым земледелием, пробуют себя чаще в новых видах творчества. Широко распространена мелкая пластика из камня и кости.

Древние мастера начинают совершенствоваться в изготовлении статуэток из глины. От Средиземного моря до Байкала археологи находят фигурки людей и животных, выполненные в это время, некоторые из которых покрыты орнаментами – в это время человек хочет украсить окружающие его предметы.

Как вам статья?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир наскальной живописи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector