Пещера Альтамира в Испании

Есть на Земле уголки, в которых время как будто остановилось. Одно из таких мест – известная на весь мир пещера Альтамира. Археологи называют ее Сикстинской капеллой каменного века. Такое поэтическое сравнение появилось не на пустом месте. Что общего между церковью в Ватикане и пещерой на севере Испании?

Оба эти места способны потрясти воображение уникальной живописью. Первое украсили полотна выдающихся художников – Боттичелли, Микеланджело и других. Второе расписали неизвестные, но талантливые мастера, которые жили в 15 тысячелетии до нашей эры.

История открытия

Многие великие открытия в археологии были сделаны по воле случая. В 1868 году один из жителей города Сантандер случайно нашел пещеру. Археолог Марселино де Саутуола заинтересовался этим местом. Любопытство было щедро вознаграждено. В первый же день исследователь обнаружил орудия, которые принадлежали древнему человеку, а также кости и скелеты животных.

Спустя три года археолог-любитель решил вернуться в пещеру и осмотреть ее снова. В 1879 году Марселино де Саутола начал раскопки, в результате которых были найдены разные предметы быта, принадлежавшие жителям пещеры. Но на этом сюрпризы не закончились. Однажды Марселино привел на место находок дочь. Девочка решила провести собственное исследование. Она загорелась идеей найти что-нибудь необычное и забралась в самые труднодоступные места – в пещере есть помещения, куда взрослому человеку просто не забраться. Каково же было удивление маленькой исследовательницы, когда в боковом гроте она увидела наскальные рисунки удивительной красоты.

Наскальная живопись

Археолог-любитель продолжил изучать удивительное место. Оказалось, что в пещере есть залы с рисунками животных и геометрическими фигурами, а в земле рядом с находками была обнаружена охра, которую древние художники могли использовать в работе. Получается, что люди, населявшие планету более десяти тысяч лет назад, были искусными художниками и могли виртуозно сохранять сцены из жизни на стенах жилища.

Археолог подготовил рукопись, в которой подробно рассказал о своих находках. Результаты исследований Марселино отправил в журнал «Материалы по естественной истории человека». Это французское издание как раз публиковало статьи на подобные темы. Вот только находки восприняли неоднозначно.

Ученые отказывались верить археологу-любителю, называли его лжецом, а чудесные находки – просто фальсификациями. На Марселино обрушился шквал критики. Некоторые даже обвинили его в хитром плане – привлечь внимание с помощью выдуманных находок к Испании.

Несколько лет спустя пещеры с похожими наскальными рисунками были найдены и в других странах. Только после смерти археолога все обвинения в фальсификациях с него были сняты. Ученые всего мира признали, что заблуждались и все обнаруженные в пещере 150 рисунков действительно выполнены нашими талантливыми предками.

Какие картины из жизни пытались сохранить художники каменного века? Обычно они рисовали животных в движении. Есть в пещере изображения бизонов, оленей и лошадей. Тут можно увидеть и людей, но они изображены схематически, не так детально, как звери. Картины в этой пещере объемные – древние художники старались сделать их реалистичными, в чем им на руку играл необычный рельеф стен и потолка.

Кроме того, большего эффекта удалось достичь с помощью особых приемов, например, виртуозной игры с цветами и их оттенками. Палитра древних мастеров состояла из охры, марганца, каолина и гематита. Приемы, которые были на вооружении у талантливых художников, были заново открыты импрессионистами только в 19 веке.

Бизон – самое известное изображение пещеры Альтамира. Популярность его легко объяснить — такого вида бизонов на земле не существует уже много тысячелетий. Низкий потолок в одном из залов пещеры полностью покрыт изображениями зверей, в том числе раненных во время охоты.

Пещерный музей с копией рисунков

Много лет подряд побывать в пещере мог любой желающий. Тысячи туристов увидели своими глазами уникальные наскальные рисунки. В необычном музее изменилась температура и влажность, что пагубно сказалось на картинах. На стенах стала появляться плесень. Пещеру закрыли на реставрацию, посещение объекта туристами ограничили. Заглянуть внутрь не получится, зато рядом есть другое интересное место, которое стоит вашего внимания.

С 2001 года в 30 километрах от пещеры открыл свои двери Музей древней истории и археологии. Он расположился в левом крыле старинного замка. В этом здании в пятнадцатом веке была резиденция графа Альтамира. Экспозицию составили удивительные находки археологов, произведения античного искусства и копии наскальных рисунков.

Музей работает каждый день, кроме понедельника. В зависимости от времени года меняются часы его работы, поэтому информацию перед поездкой лучше проверить на официальном сайте.

Как добраться

Сначала нужно долететь на самолете до испанского городка Мальяно. Доехать до Сантандера можно на поезде, автобусе или такси. Есть три варианта, как добраться до музея: на автобусе в составе туристической группы, на такси или личном автомобиле. Если вам по душе последний вариант, то нужно будет по 67 магистрали доехать до указателя на Сантильяна-дель-Мар, а потом продолжить движение по шоссе № 611 или дороге № 6316.

Сколько стоит экскурсия

Цены на билеты в Музей древней истории и археологии демократичные. Стоимость взрослого билета – 3 евро. Для детей, студентов и пожилых действуют льготы, заплатить за вход нужно будет только 1,5 евро.

Пещера Альтамира – одно из самых загадочных мест Испании. На многие вопросы ученые так и не смогли найти ответы. Например, созданы ли наскальные рисунки рукой одного мастера или группой художников, живших в разные годы? Прошло немало времени после открытия этого удивительного места, но пещера так и не спешит выдавать все свои тайны.

Фотографии

Видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир наскальной живописи - наскальные рисунки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: