Ворота Иштар древнего Вавилона: внешний вид, местонахождение и исторические факты

Описание ворот богини Иштар в Вавилоне

Дорога процессий была, пожалуй, самой лучшей дорогой Древнего мира, ведь по ней предназначалось передвигаться не людям и повозкам, а великому богу и покровителю Вавилона Мардуку, который раз в год проделывал путь по ней до Эсагилы. И свое начало она брала именно у врат Иштар.

Иштар высоко почитали как богиню красоты и любви, сравнивали с Венерой. Культ Иштар зародился в городе Уруке, покровительницей которого она и являлась. Среди городов Вавилонии выделялось семь крупнейших, в число которых и входил Урук. Каждое божество-покровитель одного из этих городов и нашло отражение в воротах Вавилона, что должно было символизировать единство страны. А так как Иштар признавали супругой Мардука, то главные парадные ворота были посвящены именно ей.

ворота богини иштар в вавилоне

Сами вавилонские ворота великой Иштар были сделаны двойными. Внутренние были в два раза больше чем наружные. Выполненная глазурованным кирпичом облицовка сверкала на солнце, а фон украшали 575 рельефных изображений почитаемых животных. Здесь же брала начало уже упомянутая Дорога процессий, продолжением которой в городе являлась улица Айбур-Шаба. Именно по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.

Сама улица была составлена в основном из плит розового камня, с инкрустаций красного камня по краям. Ее ширина составляла 23 метра, и на всей протяженности ее сопровождали стены из глазурованного синего кирпича высотой семь метров. Через каждые два метра стены украшали рельефные изображения львов в устрашающих позах.

Читайте также:  Город Кижи: жемчужина на озере Онего

ворота башни иштар

Львы на Дороге процессий

Но все рано или поздно приходит в упадок, поэтому всю красоту врат богини Иштар  оценили только после того, как немецкие ученые провели здесь исследование. Всего было найдено около 100 тысяч обломков кирпича, составляющего прежде ворота. Все они были собраны и переправлены в Берлин, где некоторое время спустя удалось восстановить ворота в оригинальном размере из настоящих вавилонских кирпичей. Сейчас ворота Иштар находятся в музее Пергамон (Берлин). Здесь же есть и восстановленная часть Дороги процессий. Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира – стамбульский Археологический музей, детройтский музей, Лувр и т.д. Ворота Иштар в Ираке и в настоящее время являются предметом восхищения и местом паломничества туристов, ведь возвышающаяся на 12 метров конструкция и в наше время отражает прошлую жизнь крупного города.

ворота иштар в берлине

Восстановленные ворота в Берлине

Внешний вид

Ворота Иштар в Вавилоне представляли собой полукруглую арку, ограниченную по бокам стенами и ведущую на Дорогу процессий. Они были сделаны двойными, при этом внутренние ворота были вдвое больше наружных. Высота строения составляла 26 м, а ширина – 30 м.

Само сооружение состояло из кирпича, покрытого разноцветной глазурью, сверкавшей на солнце. Общий фон сооружения был сине-голубым. Названый цвет считался символом богини, чье имя носили ворота. Кроме того, архитектору удалось добиться эффекта «муарового мерцания». Это значит, что при ярком освещении стена распространяла иллюзорные волны.

Стены ворот украшали барельефы, изображающие животных в естественных позах. Ученые насчитали 575 изображений сиррушей и быков. Последние почитались как священное животное бога Адада, а драконы-сирруши, сочетавшие в своем облике черты орла, змея и льва, являлись символом Мардука.

Двери и крыша строения были изготовлены из кедрового дерева и окованы бронзой. Стены, ведущие к воротам Иштар, украшало 120 барельефов львов и других животных. Вавилоняне верили, что названое животное было спутником богини.

Реконструкция ворот Иштар

Самой известной является реконструкция, созданная в 1930 году. В настоящий момент она находится в Пергамском музее (Берлин). Реконструкция имеет 14 м в высоту и 10 м в длину. Это меньше реальных размеров, но пропорционально им.

Стоит отметить, что уникальный экспонат создан из материала, найденного Робертом Колдевеем во время раскопок Вавилона. В 1902 г. верхняя часть ворот обвалилась. Из обломков, доставленных тогда в Берлин, и была создана известная теперь реконструкция.

Копия врат Иштар также была возведена в Ираке. Правда, она сооружена из современных аналогов древних кирпичей. Иракская реконструкция расположена у входа в музей, строительство которого так и не было закончено в связи с началом войны в Ираке. Фрагменты ворот хранятся и в других музеях мира.

Видео про ворота богини Иштар

Тайны ворот Иштар

Одна из главных загадок ворот Иштар в Вавилоне — компоненты, использовавшиеся для создания декоративного покрытия. До сих пор бытует мнение, что они не могли существовать в древние времена и представляли собой частички космической пыли.

Еще несколько вопросов, остающихся без ответа, касаются технологии изготовления эмали. Как мастерам удавалось поддерживать одинаковую и высокую температуру обжига кирпичей? Как с высокой точностью было выверено количество красителя для них?

Дорога процессий

Для получения кирпичей с прочным декоративным покрытием потребовалось бы не менее 12 часов обжига при температуре 1000 °C. Сегодня с этими задачами справляются квалифицированные специалисты и “умное” оборудование. Трудно поверить, что аналогичных результатов добились люди за 570 лет до нашей эры.

Раскопки достопримечательности

В конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей смог добиться финансирования раскопок на территории Древнего Вавилона.

Интересный факт: раскопки длились около 17 лет и были прерваны лишь вступлением британских войск в Багдад.

Среди руин некогда великого города археологи нашли обрушившуюся часть ворот Иштар. Ученые собрали и вывезли в Германию около 100 000 хорошо сохранившихся кирпичей. Из них в Пергамском музее Берлина возвели копию вавилонских ворот, полностью сохранив пропорции, но уменьшив размер. Высота реконструкции составляет 14 м, а длина — 10 м. Также посетители музея могут увидеть восстановленную часть Дороги процессий.

Копия ворот в Пергамском музее Берлина

В музеях Парижа, Детройта, Нью-Йорка, Бостона, Стамбула и других крупных городах мира хранятся отдельные обломки от вавилонских ворот.

В музее Ирака есть свои ворота Иштар, однако их возвели из современного строительного материала, стилизованного под знаменитый синий кирпич.

Ворота Иштар в Ираке

Реконструкции ворот богини Иштар дают почти полное представление о том, как выглядел оригинал в древнем городе. Они поражают своим величием даже в уменьшенном варианте.

История происхождения

Иштар

Имя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером — это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское — Астар, или «утренняя звезда», и женское — Астарт, или «вечерняя звезда».

В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской — два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность — признаки и мужского, и женского полов. Иштар — богиня одновременно войны, секса и деторождения.

Шумеры

Кроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.

Мифы и легенды

К Иштар в ее ипостаси богини войны обращались аккадские цари, поэтому Иштар получила эпитет «царица царей», а также Ануннит, или «Иштар-воительница». Считается, что Иштар восседает на божественном престоле вместе с мужем, верховным богом неба Ану, и тот советуется с супругой, когда принимает решения, потому что Иштар мудра и проницательна. Боги склоняются перед четой правителей, а люди испытывают страх перед ликом Иштар.

Иштар – арт

Считается, что могущественная богиня держит в руках судьбы сущего, однако при этом образ Иштар пленяет и вызывает влечение. Глаза богини переливаются цветами радуги, а уста источают мед. Иштар дает людям удачу и жизненные силы. Богиня благосклонна к покорным почитателям, взаимно влюбленным и людям с благими намерениями.

Два мифа, касающихся Иштар, описаны в «Эпосе о Гильгамеше» и тексте, повествующем о том, как богиня ходила в Преисподнюю. В одном из них Иштар отправляется в земли мертвых. Богиня становится под дверьми Преисподней и велит, чтобы те отперли. А иначе Иштар сама расколотит ворота и выведет мертвецов, которые станут пожирать живых. Как видим, идея зомби-апокалипсиса не нова. Сестра Иштар, владычица подземного царства Эрешкигаль, в испуге велит впустить богиню.

Эрешкигаль

Иштар приходится пройти семь врат подземного мира, и у каждых ворот богиня оставляет часть собственного облачения, так что в результате предстает перед Эрешкигаль обнаженной. Одежды Иштар также наделены волшебными силами, и лишенная их богиня становится слабой. Эрешкигаль разгневана и велит запереть Иштар.

На земле из-за отсутствия Иштар прекратились процессы размножения. Боги отправляют к Эрешкигаль посланника. Тот вынуждает владычицу подземного царства отпустить Иштар, однако Эрешкигаль требует, чтобы богиня нашла себе замену. Иштар проходит обратно семь ворот, возвращает собственные одежды и выбирается из царства мертвых, однако вместо богини в мир мертвых должен спуститься Таммуз, возлюбленный богини.

В «Эпосе о Гильгамеше» герой ходил в далекий поход и возвращается с удачей. Перед ним предстает богиня Иштар, которая предлагает Гильгамешу взять ее в жены, а взамен обещает, что перед героем склонятся государи и владыки и принесут дары, стада героя станут втройне плодороднее, а животные станут полны жизненной силы.

Гильгамеш и Энкиду

Гильгамеш обещает неизменно приносить Иштар щедрые жертвоприношения, но брать богиню в жены отказывается, поскольку та известна непостоянством и вероломством. У богини было много любовников, которых Иштар предала. Среди них Таммуз, отправленный в царство мертвых, а также несколько персонажей, обращенных богиней в животных.

Ответ Гильгамеша оскорбляет Иштар, и та отправляется на небо, где жалуется на героя отцу и матери. Богиня требует, чтобы те создали для нее громадного быка, и снова грозит зомби-апокалипсисом в случае, если ей не дадут того, чего она хочет. Божественный отец выполняет просьбу Иштар, и громадный бык спускается с неба.

На земле зверюга выпивает реку Евфрат и принимается убивать людей, но герой Гильгамеш победил чудовищного быка и принес в жертву. Богиня смотрит на это со стены города Урук и проклинает героя, а спутник Гильгамеша Энкиду швыряет в Иштар оторванную ногу быка. Над этой ногой богиня плачет вместе с блудницами, которых созывает для этого. Этот эпизод в биографии богини заканчивается не к чести Иштар.

Гильгамеш и небесный бык

Блудницы напрямую связаны с богиней Иштар. В рамках культа Иштар практиковалась иерогамия — «священный брак», сексуальный ритуал, в ходе которого люди исполняли роли мужских и женских божеств, заключающих между собой брак. Ритуал проводили обычно правитель шумерского города и верховная жрица Иштар.

В городе Урук проходили празднества в честь Иштар, которые носили черты оргии. Например, особые жрицы в ходе этих празднеств приносили в жертву богине девственность. Урук именовался «городом священных проституток», а Иштар считалась покровительницей блудниц.

Источники
  • https://1chudo.ru/vorota/18-vorota-bogini-ishtar-v-vavilone.html
  • https://ArcheoNews.ru/vorota-ishtar/
  • https://ArchitectureGuru.ru/ishtar-gate/
  • https://24smi.org/person/5108-ishtar.html

Как вам статья?

Мир наскальной живописи