Владивостокская крепость-история

Особенности крепости

Крепость принадлежит к числу самых мощных приморских крепостей мира, создавалась исключительно русскими военными инженерами и строителями, солдатами, саперами. К Первой мировой войне это была одна из немногих крепостей, которая имела надежную оборону со стороны суши. В ней были учтены все недостатки, повлекшие падение Порт-Артура в 1904 году. В то время крепость имела около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцать фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, множество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения снабжались электроэнергией и соединялись между собой дорогами и подземными кабелями связи. Обеспечивалось быстрое развертывание минных заграждений совместно с флотом. На нескольких основных фортах для защиты от артиллерийского огня были возведены семь тоннельных и одна казематированная казарма, более трех километров подбрустверных галерей и шесть километров тоннельных ходов. При постройке был учтён опыт Русско-японской войны. Строительство крепости закончено примерно на 2/3, причиной чему послужила начавшаяся Первая мировая война, а следом и Октябрьская революция.


Форт №7

Крепостные сооружения строились с учетом всех достижений фортификационной науки того времени. Они прекрасно вписаны в пересеченный рельеф местности, что значительно увеличивает их боевые возможности. Крепость была возведена всего за несколько лет перед началом Первой мировой войны. Строительство шло в гористой труднодоступной местности, впервые в практике фортификационных работ были широкомасштабно использованы подвесные канатные дороги. Благодаря им, а также применению компрессоров, бетономешалок, электростанций и прочей механизации получилось достичь высоких темпов строительного производства.

Качество и прочность возведенных сооружений и их последующая модернизация позволили сохранить свое значение в течение нескольких десятилетий. Это послужило одной из причин, по которым японское правительство не решилось вступить в войну на стороне гитлеровской Германии.

Зарождение крепости

Инициатором создания комплекса фортификации Владивостока стал губернатор Приморской области, военный инженер Павел Федорович Унтербергер. Крепость создавалась знаниями и силами российских военных инженеров, солдат и строителей, которые в кратчайшие сроки сделали колоссальный объем земляных, скальных и бетонно-строительных работ.

Оборонительные сооружения:

  • форты;
  • опорные пункты;
  • береговые и сухопутные батареи;
  • пороховые погреба;
  • противодесантные капониры.

Инфраструктурные объекты:

  • управление;
  • казармы;
  • флигели;
  • склады;
  • хранилища продуктов;
  • радиостанции.

Вид на оборонительные сооружения

Коммуникации:

  • дороги;
  • мосты;
  • сеть канатных дорог;
  • временные узкоколейки;
  • причалы.

Строительство цитадели шло в три этапа:

  1. Основание крепости и создание первой линии обороны (1889-1899).
  2. Строительство второй линии обороны (1899-1905).
  3. Проектирование и возведение третьей, главной, линии обороны (1906-1918).

Ход строительства


Форт №12

В 1910 г. сложился окончательный вариант проекта, знакомый нам сегодня своим материальным воплощением. По проекту предполагалось построить форты № 1—7 и опорные пункты литер А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и 3 по южному борту долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты № 9—12 на южном и восточном берегах Русского острова, тоннельные погреба, казематированный мясохолодильник на Первой Речке, аэродром на Второй Речке, свыше 200 км шоссированных дорог и множество других вспомогательных объектов. Артиллерийское вооружение крепости должны были составить:

На сухопутном фронте:

  • 1290 орудий и 268 пулеметов;

Из них:

  • орудий дальнего боя — 572,
  • орудий ближнего боя — 718,
  • пулеметов — 268,
  • полупудовых мортир — 64,
  • ракетных станков — 36.

На береговом фронте —

  • 316 орудий и 56 пулеметов;

Из них:

  • орудий дальнего боя — 212,
  • oрудий ближнего боя — 104,
  • пулеметов — 56,
  • ракетных станков — 36.

Гарнизон крепости должен был иметь:

  • 48 батальонов пехоты,
  • 15 батальонов крепостной артиллерии,
  • восемь запряженных батарей полевых и горных,
  • два саперных батальона,
  • один минный батальон,
  • один телеграфный батальон,
  • один железнодорожный батальон,
  • две воздухоплавательные роты,
  • три казачьи сотни.

Все укрепления, в отличие от сооружений проекта 1899 года, недостатки которых выявились еще в ходе обороны Порт-Артура, имели много казематированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий обеспечивала защиту при обстреле из 280-мм орудий. Проектированием фортов на полуострове Муравьева-Амурского руководил помощник Строителя крепости военный инженер полковник А. П. Шошин, а на Русском острове помощник Строителя крепости военный инженер полковник А. Л. Федоров.

Проектировщики старались не копировать типовые проекты, а в соответствии с горными условиями местности придавали фортам конфигурацию, точно соответствующую рельефу, который не нарушался, а огневые сооружения рассредоточивали на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника. Форты соединялись друг с другом кольцевой (рокадной) магистральной шоссированной дорогой, а с центром крепости — радиальными магистралями. Рокадных дорог на всем протяжении оборонительных линий было оборудовано не менее двух, чтобы иметь возможность для маневра войсками вдоль позиций даже при обстреле какого-то участка шоссе. Все дороги прокладывались по обратным скатам высот вне сферы наблюдения со стороны направлений атаки вероятного противника. Посредством подземных кабельных линий телеграфа и телефона все форты, батареи, погреба, казарменные городки и иные важные объекты были включены в коммутатор Штаба крепости.


Форт №2

В январе 1913 года в упраздняемой крепости Варшава были проведены испытания на прочность, по результатам этих и других полигонных опытов рекомендовали увеличить толщины бетонных конструкций. При получении информации о первых результатах опытов, во Владивостоке, не дожидаясь инструкций и приказов, приступили к усилению бетонных конструкций. С уже готовых сооружений снимали земляную обсыпку, усиливали своды и напольные стены бутовой кладкой из прочного камня толщиной до 5 м и снова засыпали землей. Своды сооружений, подверженных прямому воздействию неприятельской артиллерии (подбрустверные галереи, участки потерн, расположенные близко к поверхности, казармы), изнутри укрепляли изогнутыми по форме потолка швеллерами, для чего пришлось вручную вырубать под них желоба. При возведении новых сооружений желоба в сводчатых конструкциях формовали заранее, а покрытия убежищ противоштурмовых орудий и кофров делали плоскими, оставляя желоба для укладки двутавровых балок вплотную друг к другу. Между покрытием и металлическим усилением набивали прослойку из асфальтобетона для гидроизоляции. Впоследствии на некоторых укреплениях от этой схемы работ отказались и стали укладывать бетон непосредственно по противооткольным конструкциям, прикрытым сверху слоем асфальта.

В мае 1913 г. в одном из приказов А. П. Шошин писал:

« 1. Все без исключения сооружения, кроме прочности и устойчивости должны быть безупречно выполнены и с внешней стороны. 2. Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Все до последних мелочей должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто. Все линии постройки, углы, ребра, линии пересечения сводов, плоскости, поверхности и прочее должны быть геометрически совершенно правильны, отвесные линии действительно отвесные, а горизонтальные действительно горизонтальные. »

Забота о внешнем виде сооружений не была каким-то личным капризом А. П. Шошина, поскольку, как он заметил в разговоре с военным министром в 1914 г.:

« Основной идеей усиления крепости служит девиз: „Русские здесь остаются навсегда“. »

1914 г. стал переломным в строительстве — началась Первая мировая война. Сразу же прекратились поставки цемента, которые раньше осуществлялись морем из Новороссийска, поскольку Турция закрыла черноморские проливы. Первоначально темпы строительства не уменьшались, поскольку в крепости были накоплены большие запасы цемента, но с 1915 г. по мере затягивания войны ситуация стала ухудшаться.

К концу 1916 г. были готовы примерно на две трети все 11 фортов (на многих из них остались не построены лишь горжевые казармы), все намеченные постройкой дороги, два опорных пункта, пять береговых батарей долговременного типа и четыре для 120-мм орудий Виккерса, 21 береговой капонир, 8 групп тоннельных пороховых погребов.

На фортах и опорных пунктах «Северного отдела» было оборудовано:

  • 2641 погонных метров бетонных линий огня для стрелков,
  • 24 барбета для выкатных орудий,
  • 21 кофр и капонир для обороны рвов и проволочных заграждений,
  • 4 полукапонира для фланкирования межфортовых промежутков.

Было построено:

  • 25 убежищ для выкатных противо-штурмовых орудий и пулеметов на крепостных станках,
  • 7 туннельных и одна казематированная казарма,
  • 2468 погонных метров подбрустверных галерей,
  • 2756 погонных метров контрминных галерей,
  • 5516 погонных метров тоннельных ходов сообщения и потерн.

На фортах «Южного отдела» (Русский остров) построили:

  • 882 погонных метров бетонных линий огня для стрелков,
  • 18 барбетов для выкатных орудий,
  • 4 кофра для фланкирования рвов,
  • 12 убежищ для выкатных орудий,
  • 666 погонных метров подбрустверных галерей,
  • 593 погонных метров контрминных галерей,
  • 480 погонных метров потерн.

До обороноспособного состояния довели еще четыре опорных пункта и семь береговых батарей. Однако, работы военного времени по своему масштабу не шли ни в какое сравнение с мирными годами. Подписание союзной конвенции с Японией превратило Владивосток в пункт, лежащий в глубочайшем тылу. Для нужд фронта сразу же началось изъятие вооружения и различных запасов. Материальная часть крепостной артиллерии также постепенно отправлялась на фронт, причем в первую очередь из крепости изымались наиболее современные артиллерийские системы.

Этапы строительства

По типу (и масштабу) возводимых укреплений строительство можно разделить на три этапа:

  • Создание крепости (1889—1899 годы)
    • Строительство второй линии обороны крепости (1899—1905 годы)
      • Проектирование и возведение главной линии обороны крепости (1906—1918 годы)

Первые оборонительные укрепления и гарнизон

В сентябре 1862-го во Владивосток прибыл горный дивизион Забайкальской линейной артиллерийской бригады. На протяжении следующих 15 лет это подразделение оставалось главной оборонительной силой города.

Первые береговые укрепления появились на полуостровах Голдобина и Шкота. В их задачу входило:

  • защита фарватера в бухте Золотой Рог;
  • отражение атак со стороны Амурского залива;
  • недопущение высадки десанта противника в черте города.

Полуострова Голдобина и Шкота – словно створки ворот в бухту Золотой Рог

Вопрос о необходимости обороны Владивостока с сухопутного направления впервые встал в 1868 году. Тогда по Южно-Уссурийскому краю прокатился манзовский террор.

Читайте также:  Крепость Ени-Кале

Китайские подданные (манзы) нелегально проживали и трудились в золотых приисках на территории Российской Империи. Запрет на их деятельность вызвал недовольство. Летом 1868-го, подстрекаемые проникшими в их ряды бандитскими кланами – хунхузами, манзы-золотодобытчики подняли восстание на острове Аскольд в заливе Петра Великого.19 апреля старатели напали на моряков шхуны «Алеут», прибывшей на Аскольд для выдворения инородцев. Затем около 1000 вооруженных китайцев переправились на территорию Приморья. Они нападали на военные посты, сжигали деревни и убивали местных жителей.Владивосток и войска Суйфунского округа были объявлены на военном положении. Для подавления восстания привлекались войска Приморской области. Благодаря грамотным действия полковника М. П. Тихменева к июню банды были рассеяны и бежали на китайскую территорию. Если учесть, что население Владивостока в то время составляло чуть более 500 жителей, отряд в 1 тыс. душ для малонаселенной местности представлял значительную силу.

Первая очередь Владивостокской крепости возводилась в то время, когда порт еще не был связан железнодорожным сообщением с остальной Россией.

  • Уссурийская железная дорога между Владивостоком и Хабаровском, появится в 1897-м.
  • Китайско-Восточную железную дорогу, которая пройдет по территории северной Маньчжурии и станет первой веткой Транссибирской магистрали, запустят только в 1903-м.
  • Железнодорожный мостовой переход через Амур откроют для сквозного движения лишь в октябре 1916-го.

А пока все строительные материалы и военное оборудование доставляли по воде из черноморских портов через Индийский океан. На такой маршрут уходили долгие месяцы.

Вначале инженеры проводили разметку на местности, а рабочие очищали ее от леса и кустарника. Затем к месту стройки доставлялись все необходимые материалы, сооружались защитные навесы, возводились бараки для строителей. Временные железнодорожные пути подводили к подножию сопок от городской пристани. Наверх грузы доставляли с помощью канатных дорог.

В 1876-78 гг. построили первую сухопутную линию Владивостокской крепости:

  • укрепление Встречное на одноимённой горе;
  • укрепление Среднее на сопке Орлиное гнездо;
  • укрепление Тюменской горы (гора Буссе);
  • люнет Объяснения у морского госпиталя;
  • люнет на высоте севернее бухты Улисс.

На первом этапе все укрепления были деревоземляные. Их оснащали теми артиллерийскими орудиями, которые удавалось найти на складах. Места под огневые позиции выбирались с учетом рельефа, что делало их максимально эффективными. Таким образом, возвели несколько береговых батарей.

Из книги В. И. Калинина, Н. Б. Аюшина, С. А. Воробьева, Н. В. Гаврилкина. «Владивостокская крепость. Владивосток»:

«В 1877 г. по указанию управляющего Морским министерством адмирала С. С. Лесовского во Владивостоке построили земляные батареи на м. Голдобина (две 6-дюймовые нарезные пушки, три 6-дюймовые нарезные мортиры и две 2-пудовые чугунные гладкостенные мортиры) и на м. Эгершельда (одна 60-фунтовая, одна 36-фунтовая чугунные гладкостенные пушки и две 2-пудовые мортиры). Батареи предназначались для защиты входа в Золотой Рог. Работы проводились под руководством военных инженеров Морской строительной части Владивостокского порта подполковников Н. И. Петропавловского и В. П. Зотикова… В дополнение к батареям входы в бухты Диомид и Золотой Рог перегородили минными заграждениями, выставленными под руководством минера Сибирской военной флотилии лейтенанта Н. Ф. Повалишина».

Впоследствии растущий город поглотил самые ранние и примитивные укрепления Владивостокской крепости. Остались лишь те их них, которые были построены на вершинах сопок, неудобных для городской застройки. Через 20 лет сохранившиеся фортификационные объекты перестроили в бетоне.

Стратегия обороны дальневосточных рубежей и в первую очередь Владивостока предусматривала удержание важнейших пунктов до переброски главных сил из западной России. В случае китайского вторжения войска Приморья должны были постепенно отступать с боями к Владивостоку, под прикрытие фортов. При этом делалась ставка на то, что китайская армия не имеет тяжелой дальнобойной артиллерии, и ее продвижение можно будет остановить даже относительно примитивной обороной.

Всеволод Крестовский на крейсере «Африка» в 1880 году заходил в бухту Золотой Рог. В книге «В дальних водах и странах» он оставил описание порта и Владивостокских укреплений, какими они были в то время. Не вдаваясь в подробности достоинства и недостатков первых укреплений Владивостокской крепости автор сообщает, что

«…все они были возведены еще в 1876 г. и продолжены в 1878 г. ввиду предполагавшегося разрыва с Англией. Они мало заметны с моря и это служит к наибольшей их выгоде. С помощью их и еще при целой системе минных заграждений оборона Владивостока может считаться почти обеспеченною, если и не со всех сторон, то по крайне мере с обоих концов Босфора Восточного.

В настоящее время все Владивостокские укрепления перевооружаются: к прежним орудиям добавляется некоторое количество вновь привезенных сюда громадных новейшей системы 9-дюймовых пушек и 21-сантиметровых нарезных мортир, полная установка коих на платформы будет окончена в непродолжительном времени».

На протяжении 1880-х возводились новые объекты Владивостокской крепости, и одновременное наращивался ее гарнизон. В 1884-м создан Приамурский военный округ. Общий численный состав войск этого округа вместе с Квантунской областью и крепостью Порт-Артур на побережье Желтого моря в разные годы составлял:

ГодЧисленность войск, чел.

1895 32,1
1896 38,2
1897 44,8
1898 48,3
1899 61,3
1900 64
1901 82
1902 80,9

По мере развития оборонительной системы города под контроль брались более удаленные акватории. Так, в 1888-м артиллерийские батареи вынесли на мысы Назимова и Новосильцева. В результате чего получил огневое прикрытие т.н. Скрыплевский рейд, где противник мог безопасно отстаиваться и обстреливать город.

Скрыплевский рейд – морские ворота в пролив Босфор Восточный

Считается, что северная сухопутная линия обороны была возведена на третьем этапе строительства с 1910 по 1916 гг. На самом деле первые свидетельства о фортификационных постройках «на вершинах оголенных гор, защищающих город с тыла от северных ветров», появляются уже в 1880-м. Командующий объединенной Тихоокеанской эскадрой адмирал С. С. Лесовский упоминал про «несколько земляных укреплений. Фортификационное сооружение в виде бревенчатого строения с бойницамиблокгаузами и
Стрелковый окоп для ведения огня лежа и с коленаложементами , предназначенных собственно для тыльной сухопутной обороны».

Владивостокская крепость. 2-й этап строительства

Второй этап строительства Владивостокской крепости охватывал период с 1899 года до момента вступления Российской империи в Русско-японскую войну. В этот период появляются первые форты вдоль северной оборонительной линии. Уникальные для своего времени фортификационные работы велись в условиях хронической нехватки финансов.

Владивостокская крепость задумывалась так, чтобы между фортами и батареями не оставалось мертвых зон, где войска или флот неприятеля могли бы укрыться от обстрела и организовать плацдарм. В наиболее узких бухтах, куда не доставали орудия, выставлялись минные заграждения и корабли Сибирской военной флотилии.

К концу XIX века концепция обороны Приамурского военного округа учитывала нападение и с моря, и с суши уже не столько Великобритании и Китая, сколько набиравшей силу Японии. Роль Владивостокской крепости в защите города сводилась к двум вариантам:

  • береговые дальнобойные батареи должны вывести из строя флот противника и пресечь обстрел города с моря;
  • фортам северной линии надлежало остановить наступление японской армии после высадки десанта где-нибудь на побережье.

Первые проекты укреплений на сопках в районе Второй Речки и Седанки, а также форта Южный на Русском острове появились в конце 1896 года. Их составили русские военные инженеры под руководством К. С. Чернокнижникова. Сухопутную линию обороны планировалось возводить в 7—15 км севернее бухты Золотой Рог. Это исключало возможность обстрела артиллерией противника города и стоящих на рейде кораблей Сибирской флотилии. Однако уже начатое строительство было остановлено в январе 1899 года по приказу военного министра А. Н. Куропаткина. Он нашел линию обороны чрезмерно растянутой, требующей слишком большое количество войск для ее занятия и удержания.

Алексей Николаевич Куропаткин – главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооруженными силами, действующими против Японии в 1904-1905 гг. Русская армия под его командованием не одержала ни одной победы

Чернокнижникова сменил другой военный инженер полковник К.И. Величко. В результате сухопутный оборонительный обвод Владивостокской крепости проектов 1900—1901 гг. построили как в Порт-Артуре — максимально близко к черте города. Владивостокские форты 1900-1905 гг. постройки напоминают форты Порт-Артура не только расположением, но и планировкой.

Так, на господствующих высотах вдоль левого борта долины реки Седанка появились следующие укрепления:

  • форт графа Муравьёва-Амурского;
  • форт Суворова;
  • форт Линевича;
  • редут № 5;
  • Сапёрный редут № 4;
  • временные укрепления № 1 и 2;
  • люнеты № 1—3.

На втором этапе строительства Владивостокской крепости было построено 50 береговых батарей, оснащенных самыми мощными для того времени артиллерийскими орудиями. Десятки фортов, капониров и полукапониров, множество опорных пунктов были оборудованы автономными электрогенераторами и соединены между собой специальными дорогами и подземными линиями связи. На начало XX века Владивостокская крепость являлась самым крупным и неприступным фортификационным сооружением в мире. Само ее наличие удерживало геополитических конкурентов Российской Империи от захвата Владивостока.

Владивостокская крепость. Третий этап строительства

Третий этап строительства Владивостокской крепости развернулся в 1910 году и продолжался все десятилетие. После вступления России в Первую мировую войну финансирование сокращалось, и стройка постепенно остановилась. В этот период русские военные инженеры спроектировали и возвели самые мощные в истории сухопутные форты вдоль северной оборонительной линии Владивостока. Эти сооружения стали непревзойденными достижениями фортификационной инженерии XX столетия.

Владивостокская крепость в Русско-японской войне

К началу Русско-японской войны Владивостокская крепость находилась в стадии строительства. Были возведены несколько бетонированных прибрежных батарей и пехотные фортов. Если береговая артиллерия простреливала всю прилегающую акваторию, то сухопутные укрепления обеспечивали лишь точечную оборону. Поэтому к началу Русско-японской войны Владивосток был защищен с моря значительно надежнее, чем с суши.

На рубеже XIX–XX веков главными конкурентами Российской Империи на тихоокеанском театре считались:

  • «владычица морей» Британия;
  • активно развивающиеся молодые Северо-Американские Соединенные Штаты;
  • уже тогда многочисленный китайский сосед.

Островное государство Япония еще не рассматривалось как серьезный противник и считалось технически отсталой страной. Начавшаяся Русско-японская война развеяла эти иллюзии.

Владивостокская крепость не принимала непосредственного участия в боевых действиях. Однако сам город один раз подвергся обстрелу с японских военных судов. Японские лазутчики, собиравшие сведения о слабых местах в обороне крепости, обнаружили одну мертвую зону на побережье.

Читайте также:  город Кызыл-Тура

Исторический факт: 22 февраля 1904 года 5 японских крейсеров обстреляли навесным огнем город и крепость. Зная расположение береговых батарей, японская эскадра вела огонь с безопасных позиций за полуостровом Басаргина. Урон Владивостокской крепости был причинен минимальный. Стоящие в бухте Золотой Рог корабли также не пострадали. В городе от разорвавшегося снаряда погиб 1 человек и загорелось 1 здание. Береговые батареи не могли достать японские суда, поэтому ответный огонь не открывали.

Само существование Владивостокской крепости заставляло японское командование отказаться от попыток высадиться на полуостров Муравьева-Амурского и захватить Владивосток, как с моря, так и с суши. От прямого штурма самураев удерживал печальный опыт взятия укреплений Порт-Артура. Эта русская крепость на южной оконечности полуострова Ляодун сдалась 2 января 1905 года (по новому стилю) после 5-месячной осады. За эту победу японцы заплатили более 110 тыс. жизней. И второй такой победы они не желали.

Незамерзающий зимой внутренний рейд Порт-Артура

На протяжении всей войны бухта Золотой Рог во Владивостоке служила надежной гаванью для военных кораблей Русского императорского флота. Таким образом, Владивостокская крепость, хоть и не принимала участие в боевых действиях, тем не менее свою роль в военной истории сыграла. Ее наличие помогло сохранить Южно-Уссурийский край в составе Российской Империи.

Взятие японцами приморских укреплений Порт-Артура выявило недостатки крепостных сооружений во Владивостоке, построенных по тем же проектам. К началу 1906 года Владивостокская крепость имела 30 береговых батарей, прикрывавших наиболее важные участки побережья. Большинство таких сооружений были временными. Устаревшие артиллерийские орудия стояли на деревянных лафетах. Если со стороны моря город был хоть как-то защищен, то в случае нападения противника с суши положение становилось катастрофическим.

Оборонительный обвод, спроектированный еще на первом этапе строительства, также устарел. Бурно разрастающийся город подходил вплотную к внутренней оборонительной линии и был доступен для обстрела осадной артиллерией неприятеля. Толщина кирпичных стен 1-2 метра уже не обеспечивала защиту от 11-дюймовых (280-миллиметровых) японских гаубиц.

11-дюймовые осадные мортиры применялись Японской Императорской армией при штурме Порт-Артура

Второй этап строительства Владивостокской крепости завершался уже во время Русско-японской войны. В феврале 1904-го солдаты работали в скальном грунте в 20-градусный мороз при шквальном ветре. Тяжелые условия труда и неудачи на фронте стали одной из причин возникновения во Владивостоке революционной ситуации.

После поражения в Русско-японской войне Российская Империя потеряла южную часть Сахалина и южную ветку КВЖД. Россия навсегда лишилась незамерзающих портов в Желтом море – Дальний (Далянь) и Порт-Артур (Люйшунь, ныне Люйшунькоу, административный район г. Далянь). По условиям Портсмутского мирного договора России запрещалось иметь военно-морской флот на Тихом океане. Владивосток остался единственным морским торговым портом на Дальнем Востоке. На случай новой войны с Японией город пришлось бы оборонять уже без поддержки флота.

Стратегическое значение Владивостока как единственного морского порта России на Тихом океане резко возросло. На повестку дня встал вопрос обороны города на случай новой войны с претендентами на азиатское господство: Великобританией, Францией, Германией, Чехией, Соединенными Штатами и все той же Японией.

Таким образом, правительство Николая II и Военное министерство Российской Империи должно было привести оборону Владивостока в соответствие с растущими требованиями войны. Эта задача решалась на третьем этапе строительства Владивостокской крепости.

Основа сооружения

Владивостокская твердыня не имела высоких стен, зубчатых башен и огромных ворот, которые перебрасывают на цепях через ров. Крепостные сооружения неприступного рубежа заглублены в грунт и искусно вписаны в рельеф местности. Это повышало их обороноспособность и делало незаметными для стороннего наблюдателя. Форты и батареи, возведенные на вершинах сопок, обеспечивали хороший обзор местности и эффективную корректировку огня.

Крепостные сооружения заглублены в грунт

В состав крепости входило 16 фортов, 50 боевых артиллерийских батарей, десятки капониров и 8 подземных казарм, а также 130 укреплений, разбросанных по сопкам и мысам, и 1400 орудий.

Форты Владивостокской крепости

К концу 1916 года были почти завершены 11 фортов, на большинстве из них оставалось лишь возвести горжевые казармы. Однако к тому времени срочной необходимости стягивать военно-оборонительную мощь на Дальнем Востоке уже не оставалось: договор с Японией был подписан, а на западе требовалось оружие. В результате лучшие артиллерийские системы были спешно переброшены на фронт, а все работы во Владивостоке прекращены.

Форт №1 (форт Царя Михаила Федоровича)

Компактный, но массивный форт построил в 1910–1917 годах инженер Кудрявцев на вершине горы Кудрявцева, что северо-западнее бухты Кетовая. Достраивал его уже генерал-майор Исаков. Объект, неправильный четырехугольник в плане, казне обошелся дорого — 2 730 880 руб. Тогдашняя экономическая ситуация страны была, однако же, такова, что государство могло себе позволить столь масштабное строительство.

С востока, севера и запада форт обнесен оборонительными забетонированными рвами, с юга прикрыт террасой для установки искусственных препятствий. Рассчитывался форт на роту пехоты и дополнительно на полуроту для обороны примкнутого редута. Вооружен был восемью пулеметами на брустверах, шестью трехдюймовыми противоштурмовыми пушками, шестью трехдюймовыми скорострельными пушками в промежуточных полукапонирах и девятью 57-миллиметровыми скорострельными пушками в кофрах и горжевом полукапонире. В данный момент Минно-торпедное управление использует сооружение под склады боеприпасов Тихоокеанского флота.

Отсюда и владеть Востоком!

«Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!» — говорят, воскликнул генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский 18 июня 1859 года, войдя в незнакомую бухту у побережья Южно-Уссурийского края на пароходокорвете «Америка». Земля у побережья Южно-Уссурийского края, недавно принадлежавшая Китаю, перешла под контроль России.

25 февраля 1871 года великий князь Константин Николаевич подписал приказ, и бывший военный пост на берегу бухты Золотой Рог стал главным военным портом России на Тихом океане. В 1876-м стремительно застраивающаяся административными зданиями и жильем главная морская база Сибирской флотилии, бывшее военное поселение с сотней жителей, обрела статус города. Многотысячные потоки переселенцев потянулись сюда, связывая с русским Востоком надежду на благополучную сытую жизнь без барщины и оброка. Так появились русские деревни в Приморье, так началась российская история этой земли. Центром амбициозного проекта стал молодой Владивосток — торговый, дипломатический и военный город.

После переноса порта из Николаевска-на-Амуре во Владивосток было введено право беспошлинной торговли иностранными товарами, город приобрел статус порто-франко. Вскоре возникла необходимость в обороне новой точки на карте и строительстве здесь береговых укреплений.

Первый историк Владивостока Николай Петрович Матвеев писал: «В 1880 году обострился кульджинский вопрос, и начались у нас натянутые отношения с Китаем. Это вызвало усиление нашей эскадры в Тихом океане, главное командование которой было вверено генерал-адъютанту Лесовскому, но и сухопутные войска были значительно увеличены, и крепостные работы во Владивостоке приняли обширные размеры».

Это было действительно тревожное время на дальневосточных рубежах России, всюду буквально искрило. Отношения ухудшились и с Великобританией, имевшей влияние на Китай. Возникла реальная угроза нападения английского флота на Тихоокеанское побережье России.

Было принято решение о создании Владивостокской крепости.

Идея принадлежала заведующему инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковнику Павлу Федоровичу Унтербергеру (1842–1921).

Выпускник Николаевского инженерного училища и Николаевской военно-инженерной академии, наказной атаман Уссурийского казачьего войска, военный инженер, ученый-исследователь, сильный госуправленец, Унтербергер внес неоценимый вклад в развитие Дальнего Востока.

Стоит обратить внимание на то, что Николаевская военно-инженерная академия в Санкт-Петербурге, альма-матер не только Унтербергера, но и многих других создателей Владивостокской крепости, занимала здание Михайловского (Инженерного) замка. Авторство ансамбля крепости-резиденции Павла I принадлежит светилам отечественного зодчества: Винченцо Бренне, Василию Баженову, Джакомо Кваренги и Карло Росси. Военные инженеры, обучавшиеся в этих стенах, впоследствии направленные во Владивосток и отдавшие силы и знания строительству фортификационных сооружений, без сомнения, запечатлели в памяти облик этого сооружения.

Павел Унтербергер летом 1878 года разработал предварительные предложения по укреплению стратегических пунктов побережья и строительству на нем береговых батарей. Через два года город официально получил статус военно-морской крепости. Торжественная церемония прошла 30 августа 1889 года на Голдобинской мортирной батарее. «Сегодня после молебствия был поднят, с подобающей торжественностью, при параде гарнизона и салюте орудий, флаг крепости Владивосток. Войска, которым вручена охрана флага, твердо знают: где раз поднят русский флаг, там он никогда не должен быть опущен и с помощью Божиею не посрамит России на ее далекой окраине»,— гласила телеграмма, отправленная военному министру в тот день.

Новосильцевская береговая батарея

Форт № 3 (Императрицы Екатерины Великой)

Форт Екатерины Великой примечателен большой протяженностью как на поверхности, так и под землей. Глубина тоннелей составляет около 400 метров, толщина бетонных стен в некоторых местах достигает пяти метров. В галереях, расположенных под углом, есть перила — чтобы раненые солдаты могли самостоятельно выбираться.

Посетители форта должны быть внимательны из-за люков под ногами и сильного уклона галерей, в которых зимой пол покрывается тонким слоем льда. В тоннелях обитает популяция летучих мышей-ушанов, занесенных в «Красную книгу». Местами с потолка свисают сталактиты. Один из тоннелей сейчас полностью затоплен водой.

По дороге на форт находится бывшая станция грузовой канатной дороги 1912 года. С горы открывается вид на Владивосток и Уссурийский залив, а в хорошую погоду виден Большой Камень.

Начало строительства: 1910 год

Площадь объекта: 3 247 кв. м



Форт Поспелова (временное укрепление №4)

Дальнобойность японских орудий несколько превышала дальнобойность русских орудий. Чтобы предотвратить обстреливание города навесным огнем, на острове Русский было построено шесть фортов.

В живописную природу острова — или, точнее, полуострова — Саперный органично вросло бетонное строение, в плане напоминающее слегка искаженный ромб или параллелограмм. Его объемы присыпаны землей и покрыты травой. Старинное убежище противоштурмовых орудий на склоне горы Поспелова (высота 150 м) сооружалось в 1899–1903 годах по проекту военного инженера Петра Гнучева. Внутренний дворик форта обнесен земляным бруствером, снаружи окружен оборонительными рвами. Участки стен казармы и убежища для выкатных противоштурмовых артиллерийских орудий увенчаны карнизами и украшены ненавязчивым декором. Форт Поспелова мог вмещать десять девятифунтовых пушек и два пулемета. К стрелковому горжевому (тыльному) капониру-мосту для ведения флангового огня в случае штурма был пристроен каземат для артезианской скважины, способной производить до 800 ведер воды в час.

Сохранился до нынешнего времени киот для иконы. Выразительности фасаду казармы придают пять проемов, завершенных полуциркульными арками. Отсюда через пролив Босфор хорошо просматривается южная часть Владивостока и бухта Новик, где никогда не бывает сильной волны.

Читайте также:  Замок Буда в Будапеште

Объект является копией форта в Порт-Артуре. Но для безопасности гарнизона проходы, соединявшие брустверы, укрытия орудий и жилые помещения, заглублены на несколько метров в землю. Для освещения подземных галерей-потерн на форте Поспелова применялись световые колодцы. Уже в советское время форт использовался как артиллерийский склад.

Форт № 5 (Императора Александра Освободителя)

гора Зубрицкого, в районе Снеговой пади

Форт занимает обширную территорию, на его строительство ушло более миллиона золотых рублей. Ранее тут была воинская часть, а сейчас периодически проводят стрельбы. В 2005 году ТОФ подорвали на форте боезапас, который привел к частичному разрушению сооружений.

Рядом расположены опорный пункт «Литер Е», фундамент канатной дороги и городок строителей форта. С горы открывается вид на форт № 6, Седанкинское водохранилище и Амурский залив.

Начало строительства: 1910 год

Площадь объекта: 2 000 кв. м


Форт № 7 (Наследника Цесаревича Алексея)

гора Торопова, в районе фабрики «Заря»

Со стороны наиболее вероятной атаки сооружение защищено углообразным рвом. В самом форте находится тоннельная казарма, рассчитанная на 400 человек. Здесь построены помещения для артезианской скважины, электростанции, пекарни и кухни. Форт № 7 печально знаменит тем, что в тридцатые годы 20 века в казарме содержались заключенные, которых расстреливали во рву. На стенах можно рассмотреть следы от пуль.

Сейчас форт частично отреставрирован и представляет собой музей, в котором есть отапливаемое помещение, различные экспонаты, карта крепости, объемный макет форта. С горы открывается панорама на Владивосток, Амурский залив, аэродром «Седанка», полуостров Де-Фриз и низководный мост.

Начало строительства: 1910 год

Площадь объекта: 902 кв. м



Форт № 11 (Князя Святослава Игоревича)

остров Русский (конец асфальтированной дороги)

Форт спроектирован новым по тем временам способом, специально для неровного рельефа Русского острова — все сооружения, рвы и линии огня полностью повторили изгибы местности. Представляет собой растянутый многоугольник. Для усиления форта на окружающей территории построили несколько батарей.

В 1917 году форт законсервировали. В тридцатых годах 20 века военные разместили на территории защищенный госпиталь на 200 мест. В советское время здесь располагался узел связи Ворошиловской батареи. До начала 90-х объект был на балансе у военных.

Начало строительства: 1910 год

Площадь объекта: 1 035 кв. м


Новосильцевская береговая батарея

Со стороны моря Владивосток защищало множество батарей, расположенных так, чтобы при открытии огня невозможно было определить, откуда и сколько батарей его ведет. По этой причине на южной оконечности полуострова форты не строились. Больше всего при атаке с моря боялись высадки войск на остров Русский, часть архипелага Императрицы Евгении. Сейчас сюда легко попасть с помощью вантового моста и первое, что увидеть,— это Новосильцевскую батарею.

Батарея на мысе Новосильского была сооружена в 1899–1903 годах из бетона по проекту военного инженера полковника Эрнста Оскаровича Маака. На стройку тогда ушло около 180 тыс. руб. Фортификационное сооружение представляет собой восемь орудийных двориков, ориентированных на юго-восток. Они снабжены бетонным орудийным бруствером для установки шести дюймовых пушек Канэ и двух скорострельных пушек Норденфельда. Вес каждой пушки Канэ около 3 тонн, Норденфельда — более 800 кг.

Остров Елены, остров Русский и бухта Золотой Рог

Многие из первых укреплений крепости, до нас не дошедшие, начинали строиться в непростое время, когда в Китае столкнулись политические интересы России и Японии. Над проектом трудился в том числе и Кондратий Степанович Чернокнижников (1854–1920). Военный инженер, вышедший в отставку уже в чине генерал-лейтенанта, также был выпускником упомянутой ранее Санкт-Петербургской военно-инженерной академии. Ко всему прочему он занимался возведением особняка военного губернатора Приморской области. Чернокнижников первым обратил внимание на географические преимущества горы Русской на Русском острове. На его северо-западной части, на месте узкого перешейка в 1899 году был прорыт судоходный канал, укоротивший путь из бухты Золотой Рог в бухту Новик через пролив Босфор. Остров, таким образом искусственно возникший в Японском море, получил имя Елены. Специалисты утверждают, что название бывшая часть полуострова Саперный получила из-за сходства с островом Святой Елены, где томился Наполеон Бонапарт.

Вообще, тамошние ландшафты многим напоминали ранее виденные земли или пейзажи. Так, граф Муравьев-Амурский находил сходство живописной бухты Золотой Рог, хорошо укрытой от волнения и ветров, самого красивого места в городе, ныне делящего его на две части, с одноименной бухтой в Константинополе. Первое упоминание об этой бухте относится к 1852 году: тогда некий французский китолов вынужденно провел зиму в заливе Петра Великого. Когда-то там шумел лес и водились тигры, потом берега обжили китайцы, занимающиеся выращиванием овощей и ловлей рыбы. Они называли это место Хайшэньвэй, то есть «бухтой золотого трепанга».

Остров же Русский в 1905 году, в преддверии Русско-японской войны, стал базой Тихоокеанского флота и оставался таковой почти сто лет.

В 1898 году Россия арендовала на четверть века часть Ляодунского полуострова с прилегающим Квантунским полуостровом и городом Люйшунькоу, существовавшим со времен династии Цзинь, и превратила незамерзающий порт в русскую военно-морскую базу Тихоокеанского флота Порт-Артур. Название дали англичане — то ли в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского, то ли в память лейтенанта Уильяма К. Артура, чинившего в этой гавани корабль в 1860 году.

В Порт-Артуре, куда после ухода китайского гарнизона, оставившего 59 пушек с боеприпасами, высадились русские войска (две сотни забайкальских казаков), в 1901 году началось строительство укреплений. Велось оно по проекту еще одного выпускника Николаевской академии, профессора, важной фигуры отечественной фортификации Константина Ивановича Величко (1856–1927). Практикующий военный инженер, Величко отличался патологической склонностью к сокращению линии фортификационных обводов крепостей в ущерб их обороноспособности. Вместо рассредоточения объектов на местности он склонялся к их концентрации. Строительство фортов Величко вел в более низких местах в виду господствующих высот, к радости неприятеля оставляя их незанятыми. Это сыграло роковую роль в истории крепости Порт-Артур (осада недостроенной крепости, выдержавшей четыре штурма, в декабре 1904 года завершилась ее сдачей) и создало немало проблем во Владивостоке. Там во время Русско-японской войны господствующие высоты пришлось занимать полевыми укреплениями. Инженер Величко спроектировал укрепления во Владивостоке, вдохновившись неординарным рельефом местности. Им были построены форты Муравьева-Амурского, Суворова и другие сухопутные укрепления и редуты.

Возможность проверки крепостных сооружений дала Русско-японская война 1904–1905 годов. 22 февраля 1904 года японская эскадра произвела обстрел города. Пройдя вдоль берега острова Аскольд до бухты Шамора, корабли выпустили 200 снарядов по фортам Суворова и Линевича, по строящейся батарее, Басаргинскому полуострову и Уссурийской батарее. Была убита женщина, ранено несколько матросов. Наместник на Дальнем Востоке Е. И. Алексеев рапортовал в телеграмме императору Николаю II: «Результаты попадания ничтожны. В крепостях, сооружениях повреждений нет. В прочих частях города и крепости поражения незначительны. Состояние духа войск гарнизона превосходное, подготовка батарей к бою совершилась в образцовом порядке».

После Октябрьской революции в крепости были полностью прекращены строительные работы. На этот момент сооружение было готово на две трети. В 1923 году по условиям соглашения с Японией Владивостокскую крепость упразднили. Позднее советские военные инженеры создали систему береговой обороны, включившую в себя часть прежних укреплений.

Назимовская береговая батарея

Назимовская береговая батарея

Мыс Назимова назван в честь капитана винтового транспортного судна «Японец», вошедшего в воды залива Посьета в апреле 1860 года. Батарея по проекту военного инженера Вацлава Игнатьевича Жигалковского введена в строй в 1888 году. Основная задача батареи состояла в защите Скрыплевского рейда и входа в пролив Босфор Восточный. Изначально деревоземляная, в 1903 году Назимовская батарея стала бетонной. Ориентированная фронтом на юго-восток, батарея состоит из шести полукруглых орудийных двориков с нишами и бетонными постаментами, прикрытых общим бруствером. Рассчитана на шесть 11-дюймовых береговых пушек образца 1867 года и две 57-миллиметровые береговые скорострельные пушки Норденфельда. С левого фланга батареи находится главный пороховой погреб. Вдоль тыла отсыпан защитный вал.

Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен в 1913 году добрался до Владивостока по Транссибирской магистрали и был очарован красотами города-крепости: «Мы прокатились по холмам, откуда полюбовались чудесным видом на город, гавань и все полуострова и острова поблизости. На всех возведены крепости и форты. Много укреплений видели мы и за холмами на суше. Все в целом производит впечатление неприступности. Когда-то все эти холмы были покрыты могучим, девственным лесом.

Далеко на горизонте, посреди пролива, скалистый остров, и на нем крепость; на всех высоких мысах, выступающих далеко в море по обеим сторонам, тоже грозные укрепления. Вид на город с моря очень красив, и вряд ли Владивосток уступает в этом отношении какому-либо городу. Расположенный на террасах, он очень напоминает Неаполь. Правда, тут нет на заднем плане Везувия, зато прекрасная гавань и красивые острова».

Форты, расположенные на вершинах сопок, покрытых лесом, откуда в хорошую погоду открываются виды на изрезанную бухтами береговую линию и город, и сейчас производят сильное впечатление. Собственно говоря, все складывалось строго по предписанию начальника инженеров Владивостокской крепости генерал-майора Алексея Петровича Шошина: «1) Все без исключения сооружения кроме прочности и устойчивости должны быть безупречно выполнены и с внешней стороны. 2) Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Все до последних мелочей должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто. Все линии постройки, углы, ребра, линии пересечения сводов, плоскости, поверхности и прочее должны быть геометрически совершенно правильны, отвесные линии действительно отвесные, а горизонтальные — действительно горизонтальные». И что любопытно: несмотря на то что крепостная система задумывалась по единому проекту (крепостной обвод был спроектирован в 1899 году), сооружения, в частности расчлененные форты, в большинстве скрытые под землей, не имевшие аналогов в практике мировой фортификации того времени, однообразными не стали.

Форт №9

Источники
  • https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  • https://ArchitectureGuru.ru/vladivostokskaya-krepost/
  • https://gorodaplanety.ru/rossiya/vladivostokskaya-krepost/vladivostokskaya-krepost-stroitelstvo.html
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladivostok/museum/28534
  • https://www.kommersant.ru/doc/4066985
  • https://www.the-village.ru/city/photo-reportage/273940-vid-sverhu-forti-vladivostoka

Как вам статья?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир наскальной живописи
Adblock
detector