Город Байлакан

Азербайджан

Основание: V в.

Ликвидация: XV в.

Причины исчезновения:

  • Города и посёлки, обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры

Современное состояние:

  • городище

Страницы истории

Байлакан (Пайтакаран) — средневековый город, находившийся на месте нынешнего городища Орен-Кала, недалеко от слияния Куры и Аракса в Азербайджанской ССР. Основан на рубеже 5—6 вв.

Раскопки древнего города Оренкала (Байлакан) у села Кеберли в Мильской степи, в междуречье Куры и Аракса, дали богатый материал по культуре средних веков. Большой город со стенами высотой около 6 м занимал 400000 кв.м.

Недалеко от городища расположены развалины Миль-Минарета, с которым связывается имя степи, остатки знаменитого древнего оросительного канала Гяурарх. Название Оренкала было обнаружено на сосудах («сделал Фадлун в Байлакане»).

Стена Большого города шириной 6 м была построена в V-VI вв. — в кладке найдены сасанидские печати. При раскопках были найдены глазурованная керамика IX-X вв. и аббасидские монеты, стекляные изделия, изделия из металла и кости. В IX-X вв. в Байлакане была усовершенствована техника обжига керамических изделий.

Ручной гончарный круг почти полностью вытеснен ножным. Крупное достижение байлаканских гончаров — широкое применение ангоба и глазури в керамике. При изготовлении стекляных сосудов применялись свободное дутье, дутье в форме и отливка в форме.

Большой успех был достигнут также в освоении способов получения цветного стекла. Были развиты ткачество, шелководство, ковроткачество. Байлакан славился своими сладостями — натифом, что привлекало внимание даже арабских авторов.

О самых ранних торговых связях Байлакана с другими странами свидетельствуют найденные при раскопках драхмы сасанидского царя Хосрова II (590-628 гг.), позднее сасанидские геммы и раннеарабские монеты.

Начиная с конца третьей четверти VIII — первых лет IX вв. в Байлакане чеканились серебряные дирхемы и медные фельсы с обозначением на них слова «Арран». Дирхемы имели хождение далеко за пределами Байлакана: они найдены на территории Киевской Руси и в прибалтийских странах.

Жизнь Байлакана достигает расцвета в IX — начале XIII вв. Увеличилось производство строительной керамики, фигурных кирпичей и изразцов, усовершенствовалась техника возведения сооружений. Было возведено множество дворцов (каср) и кушков.

Даже в предместьях Байлакана появились монументальные, военно-оборонительные и культовые сооружения, построенные из обожженного кирпича, с применением декора разноцветных изразцов. Вода шла в город из канала Гяурарх через закрытые каналы из обожженного кирпича, а также через составные водопроводные гончарные трубы.

Несмотря на то, что арабские источники связывают основание города с именем Сасанидского (персидского) царя Кавата (488—496гг., 498/9—531гг.), однако наличие данных в других источниках подтверждает то обстоятельство, что царь Кават мог быть лишь реконструктором города, но отнюдь не его основателем.

В середине IXв. упоминается провинция Байлакан. Примечательно то обстоятельство, что тогда в его составе упоминается крепость Ктиш, находившаяся в южной части горного Арцаха (ныне — около села Тох Гадрудского района НКР): «Тогда Буга пошел на Ису ибн-Юсуфа (Есаи Абу-Мусэ-С.К.), который находился в крепости Ктиш (Катиш) Байлаканской провинции».

Новому и по существу беспрецедентному бедствию Байлакан подвергся в 1221 году во время татаро-монгольского нашествия: «Напали татары, они дрались, и силою оружия завладели городом в месяц рамазана (30 окт. — 28 нояб.) [шесть сот] восемнадцатого года, и вырезали, не оставив живых ни детей, ни стариков и ни женщин…»,- свидетельствует арабский летописец. Обратившись по иному поводу к тем же событиям, летописец пишет: «Они достигли города Байлакан страны Аран, который осадили и захватили, вырезали жителей столько, что почти истребили их».

Примечательно это, что резне населения последовал поджог города, и тем не менее, после ухода татар город не запустел, а стал вновь обустраиваться: «… татары вторглись и поубивали всех повстречавшихся жителей, разграбили, затем подожгли город. Когда они ушли, беженцы этого города вновь вернулись и снова обосновались там,»- свидетельствует летописец. Спустя год, в 1222г., в город Байлакан вошли объединенные армяно-грузинские войска.

В пространной надписи монастыря Гтич город Байлакан в виде Белукан упоминается как населенный пункт епархиального подчинения этого монастыря: «Белукан Дизакский со своими угодьями… «.

Примечательно, что, если в связи с событиями IXв. крепость Ктиш (Гтич) упоминается, как местность в провинции Байлакан, то в XIIIв. сам Байлакан упоминается в составе Дизака. То есть, с точки зрения названия провинции, Байлакан уступил свор место Дизаку.

Одно из последних свидетельств о городе Байлакан оставил в начале XVв. испанец Руй Гонсалес ди Клавихо: «… Тимур имел обыкновение приезжать на эту равнину, где разбивал на зиму лагерь, и совсем недавно он повелел построить здесь город (называемый Бейлаганом), где обосновались 20тыс. человек».

Как вам статья?
Читайте также:  Город Витичев (Уветичи)
Мир наскальной живописи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: